Дорогие братья и сестры, приветствую
вас именем Господа нашего Иисуса Христа, существующего от начала, вечного и
бессмертного, явившегося во плоти, прожившего безгрешную жизнь в человеческом
теле, умершего по Писанию за грехи наши и воскресшего на третий день по
Писанию, примирив нас с Богом Отцом и обеспечив нам доступ к вечной жизни. Мир и любовь вам.
С сегодняшнего дня начинаю серию
проповедей по Первому Посланию Иоанна. Как вы знаете, долгое время не хотел
проповедовать, но пришло время, когда не смог больше удерживаться, благодаря
Слову Божьему, которое после обильного впитывания перестало во мне помещаться и
захотело выходить наружу. Уверен, что Бог наградит нашу церковь обильными
благословениями по мере изучения этого Послания и мы преобразимся по мере его
изучения во славу Господа нашего Иисуса Христа. Приносите свои печатные Библии,
карандаши, ручки, фломастеры, будем изучать Слово Божие, как следует.
Исторический аспект
Первое Послание от Иоанна в тексте не
содержит автора. Нигде в Послании не назван автор, но ранняя церковь всегда
приписывала
авторство этого Послания Иоанну, апостолу Иисуса Христа. К тому же по
тону это послание подходит к апостолу Иоанну. Иоанн не пишет о том, к кому он
обращается, как это можно встретить в Посланиях апостолов Петра или Павла, а
также во втором и третьем Посланиях Иоанна, например, поэтому можно отнести это Послание
ко всей церкви, в первую очередь той ее части, которая находилась под
непосредственным лидерством апостола. Точная
дата написания Послания неизвестна, но предполагается, что Иоанн писал его в
преклонном возрасте, в конце первого века н.э., и после того, как он написал
Евангелие от Иоанна. В преклонных годах Иоанн, по свидетельству церкви, активно
занимался писанием, особенно когда осуществлял апостольское лидерство над Ефесской
церковью. О его преклонном возрасте также свидетельствует обращение к
слушателям «дети мои» (2:1), намекая на существенную разницу в возрасте.
Видимо, Послание также было написано до гонений на церковь во времена
императора Домициана, которые начались в 95 году н.э. Основываясь на этом, дату
написания Послания можно отнести к 90-95 годам н.э. Хотя, конечно, по дате его
написания есть несколько точек зрения.
Несмотря на свой преклонный возраст, Иоанн
активно занимался делами церкви (евангелизация, написание, курирование вопросов
растущих церквей и т.п.) как последний из оставшихся в живых апостол из первых
двенадцати, поэтому его лидерство было очень важно для растущей церкви. С
ростом церкви появлялись и лже-учения, которые основывались на преобладавших в
то время филисофских течениях и которые искожали апостольское учение. Например,
одним из таких учений был гностицизм, угрожавший церкви на протяжении первых
трех веков н.э. Гностицизм предполагал, что только дух благ, а материя находится в падшем состоянии.
Из-за этого гностики не принимали телесное воплощение Бога. По их мнению, Иисус
был обыкновенным человеком, зачатым естественным образом, но Он жил праведно, а
потому в момент крещения на Него сошел дух. Этот дух дал Иисусу точную
информацию о Боге, а перед самым распятием дух покинул Иисуса так, что на
кресте осталось только тело. Они воспринимали Христа как духа, а Иисуса как
человека, т.е. по их учению, Иисус Христос не воплотил в себе человеческую и
божественную природу, но Иисус-человек и Иисус-божество – это две разные
личности. Гностики также считали, что к телу нужно относиться аскетически и что
грех, совершенный в теле, не имел какое-либо влияние на дух. Это приводило
церковь в заблуждение, что аморальность была допустима и не имела никаких
последствий, даже ставилось под вопрос существование греха (1:8-10) и
непоколебимость Божьего Закона (3:4). Иоанн же говорил о необходимости
исполнять Божьи заповеди (5:3) как критерии любви к Богу (2:5). Лже-учителей
также характеризовало отсутствие любви к другим верующим (3:10-18). Гностицизм
предполагал, что только избранные обладают тайными знаниями истины. Они делили
всех на людей духовных и на людей, не способных подняться выше физиологических
начал. Те, что считали себя духовными, с презрением относились к тем, кого они
считали телесными. Были и люди, отрицавшие Христа как Мессию (2:22). Иоанн
пишет, что эти уклонившиеся от истины лже-учителя были когда-то с церковью,
т.е. посещали собрания, встречи и т.п., но никогда не были частью церкви (2:19),
т.е. они не были истинно верующими. Таким образом, Иоанн написал послание к
церкви главным образом для того, чтобы обезопасить ее от распространяющегося
лже-учения, а также, чтобы в очередной раз утвердить церковь в истине.
В послании Иоанн затрагивает вопросы
основоположений веры и основ христианства, о которых учил сам Христос.
Посланием он наставляет церковь, напоминая ей о фундаментальных основах веры, дабы
церковь не увлекалась различными ветрами лже-доктрин и лже-учений, но укоренялась
в истине. В тексте Послания апостол затрагивает вопрос счастья (1:4), святости
(2:1), любви к Богу и ближнему (2) и уверенности в истине (5:13). Через
послание можно проследить, что эти характеристики присущи истинноверующим, а
также достигаются путем знания истины и послушания истине.
Теологический аспект
Иоанн написал Евангелие как евангелист
с той целью, чтобы засвидетельствовать неверующим людям об Иисусе Христе,
Господе и Спасителе нашем. Иоанн написал Первое послание как пастырь, чтобы
уберечь верующих от лже-учений и чтобы мы могли проверить себя в вере ли мы или
нет. Первое послание от Иоанна напоминает сплошной тест для верующего, чтобы
определить истинно ли он верует
или нет. Например, «Если
говорим, что не имеем греха, --обманываем самих себя, и истины нет в нас.» (1:8) или «Если говорим, что мы не
согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» (1:10). В Послании предельно ясно прописаны
характеристики истинно верующих. Тут все ясно, как черное и белое.
Современный аспект
Посмотрите в какое время
живем мы. С момента воскрешения Христа прошло почти две тысячи лет.
Естественно, чувствительность многих верующих притупилась. Несмотря на то, что
Слово Божие доступно, изучается оно как бы поверхностно, если вообще изучается,
а учение Христа во многом сводится к морализму, психотерапии или инструкции о
том, как быть успешным в жизни. Поверхностное и неправильное понимание учения
приводит к созданию религий, сект и других ересей, которые ослепляют незнающих
и нетвердо стоящих в истине. Лже-учений стало еще больше. Многие эти лже-учения
извращают природу Христа и Его значение. В одних Он- обыкновенный человек, в
других Он- дух, не пришедший во плоти, в третьих Он – символ любви и
сострадания, в четвертых Он- самозванец, а не Мессия, в пятых Он- пророк, а не
Бог. Куда не глянь Христос везде, а ведь и бесы веруют и трепещат. Братья и
сестры, мы являемся полем действия для тех самых лже-учений и если мы не будем
твердо стоять в вере, т.е. в Слове Божьем, то любое из
этих лже-учений может увлечь нас в погибель. Кроме того, мы призваны
поклоняться Богу в духе и истине, ибо таких поклонников ищет себе Отец (Иоанна
4:23). Из ложного представления о Боге получается идолопоклонство.
Давайте обратимся к Посланию и
рассмотрим первые пять стихов.
1 О том, что было от начала, что мы
слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о
Слове жизни, --
«что было от
начала» - см. Иоанна 1:1-14 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... и Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от
Отца.» Здесь Иоанн указывает на вечную природу Христа, на Его Божественное
происхождение, на то, что Он был с самого начала, еще до сотворения мира. Подтверждение
тому можно найти и в Послании к Евреям 1:1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в
пророках 2 В последнии дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил
наследником всего, через Которого и веки сотворил».
«Мы» может
относиться к апостолам, всем верующим и непосредственным соратникам Иоанна. Затем
он продолжает, что он слышал то, что было от начала, т.е. Иисус Христос. Он
видел Его своими глазами, он трогал его своими руками. (Луки 6:13-14 – перечень
учеников Христа, Марка 3:17- Иисус называет Иоанна и брата его Иакова сынами
громовыми, Матфея 17:1 – Иоанн, Петр и Иаков видят Иисуса Христа на горе
преображения, Иоанна 13:23 – Иоанн лежит у груди Иисуса). Далее он поясняет, что ведет речь о Слове
жизни, т.е. Иисусе Христе.
В Новом Завете одними из имен Иисуса Христа являются
слово и благая весть (Евангелие), т.е. показывается значение Христа через эти имена.
1. Чаще всего
его называют слово Божие (Деяния 4:31; 6:2,7; 11:1; 13:5,7,44; 16:32; Филиппийцам 1:14;
1 Фес. 2:13; Евреям 13:7; Откровение 1:2,9; 6:9; 20:4). Это не человеческое открытие,
оно идет от Бога. Это свидетельство Божие, которое человек не смог бы открыть
сам.
2. Часто
благую весть называют словом Господним (Деяния. 8:25; 12:24; 13:49; 15:35; 1 Фес.
1:8; 2 Фес. 3:1). Не всегда ясно, Кого называют авторы Господом - Бога или
Иисуса, но чаще всего это Иисус. Евангелие - благая весть, которую Бог мог
послать людям только через Своего Сына.
3. Дважды
благую весть называют словом слышанным (1 Фес. 2:13; Евреям 4:2). Другими
словами, оно зависит от двух моментов: от голоса, готового сказать его, и уха,
готового слышать его.
4.
Свидетельство благой вести - это слово о Царствии (Матфея 13:19). В нем Бог
провозглашается Царем, а люди призываются оказывать Богу повиновение, что
позволит им стать гражданами Его Царствия.
5. Благая весть
- слово Евангелия (Деяния 15:7; Колоссянам 1:5). Евангелие - это значит благая весть;
и Евангелие есть, в сути, благая весть людям о Боге.
6.
Свидетельство благой вести - это слово благодати (Деяния 14:3; 20:32). Это -
благая весть о щедрой и ничем не заслуженной любви Божией к человеку; это весть
о том, что на человека больше не давит бремя невыполнимой задачи - заслужить
любовь Божию: она дается ему свободно, даром.
7.
Свидетельство благой вести - это слово спасения (Деяния 13:26). Это -
предложение простить грехи прошлые и дать силу преодолеть грехи будущего.
8. Евангелие
- слово примирения (2 Коринфянам 5:19). Это свидетельство восстанавливает отношения
между человеком и Богом в Иисусе Христе, Который разрушил созданный грехом
барьер между человеком и Богом.
9. Евангелие
- слово о Кресте (1 Коринфянам 1:18). Сутью благой вести является Крест, на котором
людям дано последнее доказательство прощающей, жертвующей, ищущей любви Божией.
10. Евангелие
- слово истины (2 Коринфянам 6:7; Ефесянам 1:13; Колоссянам 1:5; 2 Тимофею 2:15). После получения
благой вести не нужно больше гадать и искать во тьме на ощупь, потому что Иисус
Христос принес нам истину о Боге.
11. Евангелие
- слово правды (Евреям 5:13). Евангелие дает человеку силу разорвать силу зла и
порока и подняться до правды и праведности, радующей взор Бога.
12. Евангелие
- здравое учение (2 Тимофею 1:13; 2:8). Оно - противоядие, исцеляющее от яда греха
и панацея от болезней порока.
13. Евангелие
- слово жизни (Филиппийцам 2:16). Силою Евангелия человек избавлен от смерти и получит
возможность вступить в лучшую жизнь.
2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и
возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, --
«жизнь
явилась» означает, что она пришла извне, от Отца, т.е. Иисус Христос пришел от
Отца.
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы
имели общение с нами: а наше общение--с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
Другими
словами, чтобы вы радовались той истине, в которую вы уверовали, и не
поддавались различным ветрам лже-учений.
5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем
вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
1. Бог, как маяк, освещает нам
правильный путь.
2. В присутствии Бога все
становится видимым.
3. Бог не скрывает Себя, но
хочет, чтобы люди видели и знали Его.
4. Бог пребывает великолепии и
славе.
Что такое тьма в Новозаветном
понимании?
1. Тьма символизирует жизнь
без Христа, которую человек вел до того, как встретил Христа, или жизнь,
которую он ведет, когда уходит от Него, сбившись с пути истинного. Теперь, с
приходом Иисуса, пишет Иоанн своим адресатам, тьма прошла и уже светит истинный
свет (1 Иоанна 2:8). Павел пишет своим христианским друзьям, что некогда они
были тьмой, а теперь они - свет в Господе (Ефесянам 5:8). Бог избавил нас от власти
тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (Колоссянам 1,13). Христиане не
находятся во тьме, ибо они - сыны света и сыны дня (1 Фес. 5:4,5). Кто
последует за Христом, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни
(Иоанна 8:12).
2. Тьма враждебна свету. В
прологе к своему Евангелию Иоанн пишет, что свет во тьме светит, и тьма не
объяла его (Иоанна 1:5). Это можно понять так, что тьма пытается уничтожить свет,
но не в силах победить его. Тьма и свет - прирожденные враги.
3. Тьма символизирует
невежество жизни, не ведающей Христа. Иисус призывает Своих слушателей ходить,
пока есть свет, чтобы не объяла их тьма, потому что ходящий во тьме не знает,
куда идет (Иоанна 12:35). Иисус есть свет и Он пришел в мир, чтобы верующие в Него
не ходили во тьме (Иоанна 12:46). Тьма символизирует пустоту жизни, в которой
нет Христа.
4. Тьма символизирует хаос
жизни, в которой нет Бога. Бог, говорит Павел, имея в виду первый акт творения,
повелел свету воссиять из тьмы (2 Коринфянам 4:6). Мир без света Божьего - хаос, а у
жизни тогда нет ни порядка, ни смысла.
5. Тьма символизирует
безнравственность жизни, в которой нет Христа. Павел призывает своих читателей
отвергнуть дела тьмы (Римлянм 13:12). Люди больше возлюбили тьму, нежели свет,
потому что дела их были злы (Иоанна 3:19). Тьма символизирует безбожную жизнь, в
которой люди ищут тень, потому что творимые ими дела не выдержат света.
6. Тьма в сути своей
бесплодна. Павел говорит о бесплодных делах тьмы (Ефесянам 5:11). Если лишить
растения света, рост их остановится. Тьма - это безбожная атмосфера, в которой
не может взрасти плод Духа.
7. Тьма символизирует
отсутствие любви и присутствие ненависти. Кто ненавидит брата своего, тот ходит
во тьме (1 Иоанна 2:9-11). Любовь - это сияние солнца, а ненависть - тьма. Тьма
- это убежище врагов Христа и конечная цель тех, кто не хочет принять Его.
Христиане и Христос ведут борьбу против властей и мироправителей тьмы века сего
(Ефесянам 6:12). Упрямым и мятежным грешникам уготован мрак (2 Петра 2:9). Тьма - это
жизнь, изолированная от Бога.
Открывая свое Послание, Иоанн
подчеркивает своего рода цепную реакцию: Свет от Бога, мы с Богом, т.е. в
свидетельстве нашем нет никой тьмы, оно – истина, если вы в Боге, т.е. истинно
верующие, то в вас нет никакой тьмы. Именно эту тему Иоанн раскрывает в своем
Послании. В следующий раз, если будет на то Божья воля, поговорим о тестах
нашей веры. Давайте вставши помолимся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий